Все мы, так или иначе, знакомы с причинно-следственными связями. В быту, в общем-то, все понятно: сунул руку в огонь — обжегся, наступил на грабли — получил по лбу. Причины ясны, следствия прочувствованы, а о практическом применении и вопросов не возникает (те, у кого вопросы возникали, в большинстве своем, погибли в процессе эволюции) С применением причинно-следственных связей для нужд бизнеса, как правило, вопросов побольше: что это такое? как применять? зачем? что для этого требуется? Итак, отвечаем.
Для начала, серьезная оговорка! На тему причинно-следственных связей написаны солидные научные монографии (в том числе с философской, физической и прочих точек зрения), им посвящены многочисленные исследования, однако никто кроме авторов и ученых мужей, погрязших в теории, толком не знает как применять на практике. Нам важнее именно практика, а еще мы не любим ничего усложнять, поэтому теоретические дебри оставим теоретикам.
Что такое причинно-следственные связи?
Причинно-следственные связи это такие связи между явлениями, при которых одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает или вызывает к жизни другое явление, называемое следствием. Слишком заумно? Тогда проще — если взять в руку яблоко, а потом его отпустить, то оно упадет на землю. Падение яблока — следствие, а причина — вы разжали руку, в которой это самое яблоко держали. Вот и все.
Зачем нужны причинно-следственные связи (ПСС) ?
Построив ПСС мы, с большой долей вероятности, можем утверждать, что:
Алгоритм построения ПСС
Где встречаются ПСС?
Кстати, одним из инструментов работы с причинно-следственными связями (ПСС), является диаграмма Исикавы (она же Причинно-следственная диаграмма, она же схема Исикавы), однако о ней мы поговорим в другой статье.
Следите за нашими обновлениями на twitter, подписывайтесь на RSS-рассылки